Бывает, что

сидишь под утро над четвёртой кружкой кофе уставясь в монитор и тут тебя пронизывает осознание: ведь все эти средневековые карты "примитивного" вида с прямыми реками, квадратными полуостровами, это же не от неверных представлений, а напротив, осознанный отказ от излишней детализации в пользу наглядности — как современная инфографика. По меньшей мере две причины: первая — карта-схема выражает некоторую идею, отбрасывая несущественные для её понимания элементы. Например путеводитель Матвея Парижского от Лондона до Иерусалима представляет собой цепочку городов нанизанных на дорогу.

Matthew Paris's Itinerary

Massimo Vignelli 1972 год. Карта Нью-Йоркского метро.
Вторая: картограф понимает ограниченность знаний о мире, несовершенство инструментов и то, что все те пять карт-источников которые есть в его распоряжении несовершенны, представляют собой десятую перерисовку оригинала и врут более чем наполовину и он рисует отвлечённую карту, условную настолько, что это очевидно каждому, кто взглянет на неё. Эта карта честно говорит: "Я не знаю" и не вводит никого в заблуждение.
...что-то я не в ту степь забрела.
С одной стороны меня греет радостный огонёк понимания, но спиной чувствую холод из пропасти позади, пропасти ужаса от того, что таких простых вещей, которых я не понимаю до сих пор — великое множество, и познать их я могу лишь случайно.